Библиографическое описание документа.

Колташ С. И. Проблемы методологии педагогической науки в теорети­ческом наследии М.А.Данилова / Хабар, пед. ин-т. — Хабаровск, 1993. — 14 с. Библиогр.: 8 назв. — Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» 12.07.93, № 107—93.

Ключевые слова.

Методология педагогической науки, теоретическое знание, общечело­веческие ценности, личность ребенка, тоталитарная педагогика, гуманис­тическая направленность.

Реферативная часть.

Михаил Александрович Данилов (1899—1973), сочетая в одном лице теоретика, исследователя-экспериментатора и методолога, добился выда­ющихся достижений в этих основных областях педагогического знания. Сре­ди крупнейших ученых отечественной педагогики советского периода он первый начал разрабатывать основы специальной методологии педагоги­ческой науки.

Идеи, взгляды, представления М.А.Данилова в области педагогическо­го науковедения составляют целостную динамическую систему методоло­гического знания, включающую педагогически «переломные» критерии и моменты всеобщей методологии науки как фундамента построения теоре­тических основ педагогики, методологические принципы исследования и конструирования теоретического знания, исходные концептуальные идеи и понятийный аппарат, многоаспектные характеристики объектов педагоги­ческой действительности.

М.А.Данилов разрабатывал специальную методологию педагогики в рам­ках философского материала на основе синтеза диалектики, логики, гносео­логии и системного подхода, либеральных взглядов на личность ребенка как безусловную ценность, понимания духовности как важнейшего фено­мена самосовершенствования человека.

Плодотворность методологических позиций М.А.Данилова состоит в по­стулировании идеи о том, что истинное знание о закономерностях и прин-


ципах построения педагогической науки возможно только при ориентации на сложную природу ребенка.

Обоснованная М.А.Даниловым ориентация педагогической науки на об­щечеловеческие ценности противостояла идеологии тоталитарной педаго­гики с ее рационализмом и направленностью на массовое усреднение лич­ности. Тем самым четко обозначилась связь М.А.Данилова-методолога с гуманистической направленностью мирового историко-педагогического про­цесса.

Адрес (кому предназначена работа).

Работа предназначена ученым-педагогам, разрабатывающим вопросы истории отечественной педагогики советского периода, проблемы методо­логии педагогики и педагогических исследований.

Автор.

Референт С. И. Колташ.

В отдельных случаях в реферативном сборнике могут быть даны аннотации новых исследований. Например.


4322719379666938.html
4322763771003261.html
    PR.RU™