Суд присяжных в РФ. История развития.

Формирование списков присяжных заседателей. Требования к кандидатам в присяжные заседатели.

Общие положения производства в суде присяжных.

Особенности назначения судебного заседания.

Судебное разбирательство дела судом присяжных.

Особенности кассационной проверки приговоров и постановлений суда присяжных.

НПА:

1. ФЗ от 20.08.04 г. № 113 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» (далее – ФЗ № 113).

2. ППВС РФ от 22.11.2005 г. № 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей».

Вопрос 1. Суд присяжных в РФ. История развития.

В России суд присяжных первоначально был введен в ходе судебной реформы 1864 г. Уставом уголовного судопроизводства и упразднен в 1917 г.

Вновь восстановлен суд присяжных был 13.11.1989 г. – с момента принятия Верховным Советом СССР Основ Союза ССР и республик о судоустройстве.

Вторым и более радикальным шагом по возвращению в Россию суда присяжных стала разработка Концепции судебной реформы, в которой суду присяжных было отведено центральное место в демократизации уголовной юстиции.

24.10.1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановле­ние «О концепции судебной реформы в РСФСР», в п. 3 которого отмечалось, что в качестве важнейшего направления судебной ре­формы в России следует рассматривать «признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, ус­тановленных законом».

01.11.1991 г. в Конституцию РСФСР 1978 г. были внесе­ны положения о возможности рассмотрения дел судом присяжных (изменения в ч.1 ст. 166).

22.11.1991 г. была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, в которой рассмотрение дела в суде присяжных впервые было названо объектом самостоятельного права человека, привлекаемо­го к уголовной ответственности.

16.07.1993 г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве», УПК РСФСР, УК РСФСР и КоАП РСФСР» возродил в России суд присяжных. Рассмотрение дел присяжными вводилось лишь в тех регионах, которые выразили согласие на введение этой формы судопроизводства (Московской, Рязанской, Саратовской, Ивановской, Ульяновской и Ростовской областях, Ставропольском, Алтайском и Краснодарском краях).

Ст. 20 Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г., гарантировала каждому обвиняемому право на рассмотрение дела судом присяжных в случаях, пре­дусмотренных федеральным законом. В тех же регионах, где суд присяжных не был введен, суды продолжали рассматривать дела о тяжких и особо тяжких преступлениях в обычных составах, не предоставляя подсудимому права на рассмотрение дела в суде присяжных. В связи с этим в Конституционный суд РФ была подана жалоба о проверке конституционности постановления Верховного Совета от 16.07.1993.



Постановлением Конституционного Суда РФ № 3-п от 02.02.99 г. положение п. 1 постановления Верховного Совета РФ от 16.07.1993 г. было признано не соответствующим Конституции РФ.

С 01.01.2004 года на территории всей РФ действуют суды присяжных.

Вопрос 2. Формирование списков присяжных заседателей. Требования к кандидатам в присяжные заседатели.

Требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их права, обязанности, порядок формирования списков и другие вопросы, касающиеся присяжных заседателей, регулируются ФЗ № 113.

Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей для граждан является их гражданским долгом (ч.2 ст. 2 ФЗ № 113).

Присяжными заседателями могут быть лица, отвечающие требованиям, установленным ч.2 ст. 3, ст. 7 ФЗ № 113.

Формирование общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется путем случайной выборки по правилам, предусмотренным ч. 3 ст. 5 ФЗ № 133. Данные списки публикуются в средствах массовой информации муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчество кандидатов (ч. 9 ст. 5 ФЗ № 113).

К исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей граждане призываются 1 раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела в 10-дневный срок не закончилось, то на все время рассмотрения этого дела (ч. 1 ст. 10 ФЗ № 113).

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией и соответствующими федеральными законами.

Вопрос 3. Общие положения производства в суде присяжных.

Суд присяжных – такая организация судебного разбирательства дел, при которой суд четко подразделяется на две части: одну составляют судьи-профессионалы, а другую – непрофессионалы (присяжные). При рассмотрении уголовных дел первые наделены правом решать вопросы права (вопросы, требующие юридических познаний) – о юридической квалификации содеянного подсудимым и мере наказания, а вторые – вопросы факта (об установлении или неустановлении виновности подсудимого в совершении преступления). Решения присяжные во всех случаях принимают независимо от профессиональных судей.

Присяжные заседатели – это лица, привлеченные в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта (п. 30 ст. 5 УПК РФ).

Согласно ст. 324 УПК РФ производство в суде присяжных ведется в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных главой 42 УПК.

Все особенности производства в суде присяжных обусловлены рядом признаков этой формы судопроизводства, к числу которых можно отнести следующие:

1. Суду присяжных присуще разграничение компетенции между профессиональным судьей и коллегией присяжных заседателей.

В ходе судебного разбирательства присяжные заседатели разрешают только те вопросы, которые предусмотрены п.1, 2, 4 ч.1 ст. 229 УПК РФ, кроме того, решают вопрос, заслуживает ли подсудимый снисхождения.

Все остальные вопросы разрешаются председательствующим без участия присяжных.

Вместе с тем не совсем точно считать присяжных заседателей исключительно «судьями факта», поскольку они разрешают и во­прос о виновности подсудимого, который предполагает решение вопроса о том, должен ли подсудимый нести уголовную ответственность за содеянное. Очевидно, что этот вопрос имеет не только нравственную, но и правовую природу.

2. Присяжные и профессиональные судьи процессуально и органи­зационно отделены и независимы друг от друга. Это проявляется в:

1) различном процессуальном статусе «судей факта» и «судей права»;

2) различном порядке наделения их полномочиями;

3) независи­мости присяжных в оценке доказательств и постановлении вердик­та от профессионального судьи, то есть присяжные заседатели принимают решение по делу самостоятельно и независимо от профессионального судьи. Судья руководит присяжными заседателями в ходе судебного разбирательства, разъясняет им положения закона, однако принятие решения по делу – прерогатива присяжных;

4) в раздельном вы­несении итоговых решений в судебном разбирательстве: тайна со­вещания присяжных распространяется в полной мере и на профес­сионального судью. Этот признак является важнейшей гарантией независимости коллегии присяжных, самостоятельности в осу­ществлении судейских функций. Этой же цели служат такие про­цессуальные гарантии, как юридическая безответственность при­сяжных за содержание вынесенного вердикта, а также его безмотивность.

Положительное значение последнего признака суда присяжных со­стоит в том, что он обеспечивает подлинную независимость суда, позволяет присяжным оценивать доказательства по внутреннему убеждению и совести, содействует развитию состязательных начал в уголовном судопроизводстве.

3. Коллегия присяжных заседателей формируется из лиц, не обла­дающих профессиональными знаниями норм материального и про­цессуального права, не имеющих опыта судейской деятельности, что позволяет исключить саму возмож­ность проявления обвинительного уклона, профессиональных сте­реотипов в принятии решений. Именно «непрофессионализм» присяжных позволяет им исследовать доказательства как беспри­страстным арбитрам, без какого бы то ни было обвинительного уклона.

Этому способствует также то, что присяжные заседатели не знакомятся с материалами уголовного дела, не должны знать о прежней судимости подсудимого, обстоятельств, характеризующих личность подсудимого. В основе решения присяжных лежат фактические обстоятельства дела, воссозданные в ходе судебного разбирательства сторонами.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 333 УПК РФ присяжным заседателям запрещается собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания.

4. Судом с участием присяжных заседателей может быть рассмотрено любое подсудное федеральному суду уровня субъекта РФ уголовное дело о преступлениях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ.




3923870639642980.html
3923909959188404.html
    PR.RU™