Задание № 3.

А. Определите, чей вклад в развитие педагогики представлен следую-щими идеями и делами:

– сформулировал основные дидактические принципы;

– обосновал идею непрерывности обучения;

– создал дидактику начального обучения;

– обосновал це.чи нравственного воспитания;

– осудил книжный характер обучения;

– считал воспитание и его главную цель - общую культуру - средством укрепления государства;

– убеждал, что восторг активизирует познание, а их единство – суть педагогики;

– считал, что педагог должен быть хорошим психологом;

– требовал учить тому, что интересно;

– сформулировал идею и принципы развивающего обучения;

– создал первый лицей (ликей);
– создал школу-академию. .
Как представлены в этом педагогическом наследии Аристотель, Пла-
тон, Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский?

Б. Кому принадлежит тезис: главное в обучении – научить учиться (Платон, В. И. Ленин, К. Д. Ушинский )?

В. Где было создано первое государственное учебное заведение, за-прещавшее физическое наказание учеников (Рим, Афины, Спарта, Вавилон )?

Г. Кто высказал идею всеобщего обучении – учить всех всему, независимо от социального положения родителей (Аристотель, Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Каменский )?

Д. Как представлены ценности спартанского и афинского образования и воспитания? Сделайте выбор:

– упор на общественный характер образования и воспитания;

– домашнее вoспитaниe и образование дополняют общественное;

– цели воспитания – формирование выносливого, непритязательного, скромного человека;

– гармоничный идеал развития личности;

– основа обучения - физическая подготовка;

– классический тип образования – всесторонние знания и умения.

Е. Кто первым потребовал отмены обучения на латыни и ведения пре-подавания на родном языке (Сократ, Петр I, Я. А. Каменский)?

Задание № 4. Существует теория мотивации Мак-Грегора, в которой выделены два метода мотивации других людей в процессе деятельности.

Суть первого состоит в следующих высказываниях:

– надо заставить сотрудников работать и постоянно их контролировать;

– если все не сделаешь сам, то...;

– люди не хотят ни брать на себя ответственность, ни активно во что–то вмешиваться;

– творческое мышление является большой редкостью и средний работник им не обладает;

– большинство людей все равно хотят, чтобы им дали ясно сформулированные цели чтобы не решать самим. Исходя из этого, надо отдавать распоряжения и контролировать.

Суть второго метода состоит в следующих высказываниях:

– работа – это такое же естественное занятие как игра или спорт;

– существует радость от работы и ее надо сохранить;



– люди охотно берут на себя ответственность и активно действуют, если им это предложить и стимулировать их;

– большинство людей обладает гораздо большей творческой отдачей, чем думается. Творческое мышление может проявиться только при определенном обращении с человеком;

– большинство людей охотно и с радостью участвует в мозговых атаках, если дать им для этого шанс.

Проанализируйте обе точки зрения. Выразите свое отношение к обоим и обоснуйте к какой точке зрения Вы склоняетесь.

Задание № 5.Потренируйтесь в саморегуляции своего состояния при помощи упражнения «Марафон». Оно основано на умении измерять свой пульс.

1-й этап: Проба: подсчитайте свой пульс за 15 сек. Запишите результат и умножте его на 4. Так Вы получите число ударов в минуту.

2-й этап: Релаксация. Сядьте поудобнее и попытайтесь расслабиться. Закройте глаза. Представьте, что Вам комфортно, играет успокаивающая Вас любимая музыка. Вы постепенно расслабляетесь. Вы отдыхаете с закрытыми глазами 20 секунд. Затем Вы переплели пальцы перед собой, потянулись и открыли глаза. Измерьте свой пульс. Начали отсчет пульса за 15 сек., умножив полученное число на 4, сравните его с тем, которое было.

3-й этап: А теперь, закрыв глаза, представьте, что вы на олимпийском стадионе и должны пробежать три километра. Вы бежите последний отрезок пути. Вот вы у цели! Финиш! Внимание! Измеряем пульс за 15 сек. И умножаем результат на 4.

4-й этап: Сравниваем три результата. Их различие покажет Вам, насколько Вы успешно можете управлять свои внутренним состоянием с помощью воображения, т.е. насколько развита у вас саморегуляция.

Разрешите следующиежизненные ситуации:

Выпускникам технического вуза по роду своей деятельности приходится решать задачи производственной педагогики. В основе ее лежат те же закономерности и педагогические методы передачи социального опыта и знаний, но реализуемые в условиях трудовой деятельности и возрастных особенностей обучаемых. Выполните задания по следующим ситуациям:

1. Известный специалист по организации управления Ф. Тейлор считал, что «каждый начальник властен заставить повиноваться себе, но предприятие обслуживалось бы очень дурно, если бы повиновение достигалось лишь из боязни репрессий... Если начальник подает пример аккуратности, никто не смеет являться с опозданием. Если он деятелен, мужествен, предан, ему подражают... Но и плохой пример также заразителен...».



Какой педагогический метод учтен в рекомендациях специалиста?

2. Тот же менеджер, упоминаемый ранее, указывал на тот факт, что никогда не будет требовать от всех работников тех изменений в дисциплине и производительности труда, которых ожидает сначала от отдельных рабочих. Он мотивировал свои действия тем, что научение чему-то новому связано с отучением от старого, а потому требует времени. Объясните действия менеджера с позиций педагогического метода.

3. Болгарские специалисты производственного управления считают, что в тех случаях, когда конфликт работников имеет среднюю, не очень яркую динамику, не характеризуется резким противостоянием, а стороны не имеют четких целей противоборства, начальник конфликтующих сто-рон должен прибегать к педагогическим средствам воздействия. О чем идет речь?

Вопросы самоконтроля:

1. В чем особенность педагогики как специальной области знания и каково ее место среди других наук о человеке?

2. Как образом связаны психология и педагогика?

3. Каковы цели и идеалы образования, обучения и воспитания?

4. Как можно использовать педагогические методы для самообразования, самовоспитания и самообучения?

5. Какие Вы знаете методы регуляции? Как их можно применять в повседневной жизни?

6. В чем особенность педагогики как специальной области знания и каково ее место среди других наук о человеке?

7. Что обусловливало особенности различных педагогических школ?

8. Каково значение педагогического наследия для современной нау-ки?

9. Что было характерным для русской педагогической мысли?

10. Какие методы педагогики Вам известны?

11. В чем суть дидактических принципов обучения?

12. Что такое мотивация? Какова структура этого процесса?

13. Расскажите об иерархической пирамиде потребностей А. Маслоу.

14. Какие Вы знаете типы мотивации?

15. Укажите методы мотивации. Каким образом их можно применить к житейским ситуациям?

16. Назовите принципы эффективной мотивации.

17. Дайте типологию мотивов.

18. Каковы функции мотивов в поведении человека?

Темы рефератов:

1.Регуляция как способ социального действия.

2. Саморегудяция личности.

3. Взаимное влияние людей в процессе межличностного общения.

4. Защитные механизмы психики и их проявление в ситуации регулирования и мотивирования поведения.

5. Творческая личность и педагогическая культура.

6. Интегративный вклад наук в педагогику.

7. Технология организации групповой и коллективной деятельности.

Литература:

1. Антонов В.В. Искусство быть счастливым. Система психологической регуляции. – Л.: 1985.

2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.: Наука, 1990.

3. Данакин И.С., Курганский С.И. Личностные структуры. – Белгород:ЦСТ, 1997.– С. 110 – 127.

4. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. – М.-Белгород: 1993. С. 73 – 124.

5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции, – М:1991.

6. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: 1988.

7. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. – М.: 1995.

8. Прохоров Ю.А. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности //Вопросы психологии. – 1991. – М., С. 156 – 162.

9. Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М.:1979.

10. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М.:1976.

11. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. /Под ред.А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997.

12. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационнаядеятельность. – М.: 1997.

13. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Аспект-Пресс, 1995.

14. Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход), или Книга для тех, кто хочет думать своей головой: В 2–х кн. – Белгород, 1995.

15. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999.

16. Психология и педагогика. – М.-Новосибирск: Инфра, 2000.

17. Шамаева О.П., Цибриенко Р.Я. Практические занятия по психологии и педагогике в техническом вузе /Учебно-методическое пособие. – Белгород: БелГТАСМ, 2002.



3920863054813189.html
3920964609420225.html
    PR.RU™