Исследования, назначения и производства судебных экспертиз

Занятие 27 - семинарВремя - 2 часа

П Л А Н

1.Основные формы применения специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений.

2. Понятие, сущность и значение судебной экспертизы.

3. Виды судебной экспертизы. Судебно-экспертные учреждения России.

4. Назначение судебной экспертизы и ее производство.

5. Заключение эксперта. Его оценка и использование.

6. Тактика получения образцов для сравнительного исследования.

При изложении первого вопроса следует раскрыть основные формы применения специальных познаний. При этом необходимо четко разграничить какие формы относятся к процессуальным, а какие - к непроцессуальным. Основной формой использования специальных познаний является судебная экспертиза.

По второму вопросу необходимо дать определение судебной экспертизы и раскрыть сущность данного процессуального действия. В этом же вопросе целесообразно раскрыть задачи производства экспертизы. Следует считать, что законом предусмотрены случаи обязательного назначения и проведения экспертизы.

Третий вопрос посвящен классификации судебных экспертиз по различным основаниям: по отраслям знаний, по признаку последовательности, по количеству экспертов, по объему исследования, по характеру используемых знаний и по другим основаниям. В ответе по данному вопросу нужно назвать систему экспертных учреждений России с уточнением, в каком ведомстве производятся те или иные судебные экспертизы.

Четвертый вопрос посвящен подготовке к назначению экспертизы, где особое внимание следует обратить на такие элементы подготовки, как выбор экспертного учреждения, подбор объектов, представляемых на исследование эксперту, вынесение постановления о назначении экспертизы и формулировка вопросов. В постановлении о назначении экспертизы вопросы, поставленные перед экспертами, не должны выходить за пределы специальных знаний эксперта. В этом же вопросе нужно отметить, что следователь может присутствовать при производстве экспертизы и получать от эксперта разъяснения по поводу его действий.

При освещении пятого вопроса, необходимо отразить, что следователь должен знать стадии экспертного исследования, их содержание, виды выводов, к которым может прийти эксперт, их значение в доказывании. Анализируя полученное заключение эксперта, следователь должен его сопоставить с другими доказательствами, проверить достоверность объектов исследования и правильность выводов, содержащихся в заключении, таким образом дать оценку результатам экспертного исследования.

При рассмотрении шестого вопроса следует раскрыть сущность получение образцов для сравнительного исследования, их виды, а также условия обеспечивающие качество образцов. При ответе необходимо обратить внимание на подготовку и тактику получения образцов для сравнительного исследования, а также правила фиксации хода и результатов следственного действия.



Занятие 27.1-27.2 - практическоеВремя - 4 часа (2+2)

Курсанты решают в письменной или устной форме (по усмотрению преподавателя) казусы из учебника: Криминалистика. Том 3. Практикум. Омск-Москва, 1996, с.207-217.

1. Занятие может быть проведено в виде вынесения курсантами постановлений о назначении экспертиз по предложенной преподавателем фабуле уголовного дела.

Письменные работы: решения-ответы на поставленные в заданиях вопросы, вопросы для разрешения экспертом, постановления о назначении экспертиз, - курсанты по мере готовности сдают преподавателю на проверку. После их проверки преподавателем, курсанты устраняют допущенные ошибки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Учебник – 2009. гл.24,25.

2. Жбанков В.А. Получение образцов для сравнительного исследования.- М., 1992.

3. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М. 2006.

4. Следственные действия, гл.10.

5. Образцы постановлений о назначении судебных экспертиз. Учебное пособие под ред. проф. Филиппова А.Г. М. , 1994.

6. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 г.


3918458485307051.html
3918533127048341.html
    PR.RU™